1. Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи

 

  1.  Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в соответствии c Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Законом Воронежской области от 17.10.2012 № 117-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 06.04.2011 № 263 «Об утверждении Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Воронежской области» по вопросам, относящимся к его компетенции.
  2. Бесплатная юридическая помощь оказывается ТФОМС Воронежской области в случаях и на условиях, установленных частью 2 статьи 20 и статьей 21 Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
  3. Бесплатная юридическая помощь оказывается ТФОМС Воронежской области в виде правового консультирования в устной и письменной форме, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
  4. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

2. Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, и пределы исполнения таких обязанностей

Согласно статье 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Основные права граждан в сфере охраны здоровья определены в главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Лица, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» имеют право на:

  1.  бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая в соответствии с действующим законодательством;
  2. выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (далее - правилами обязательного медицинского страхования);
  3.  замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
  4.  выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5.  выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  7.  защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
  8.  возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  9.  возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  10.  защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).

3. Компетенция и порядок деятельности ТФОМС Воронежской области при оказании бесплатной юридической помощи

ТФОМС Воронежской области является некоммерческой организацией, созданной Воронежской областью для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Воронежской области.

ТФОМС Воронежской области осуществляет полномочия в соответствии с Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Воронежской области, утвержденном постановлением правительства Воронежской области от 06.04.2011 № 263 и размещенном на официальном сайте фонда в сети Интернет www.omsvrn.ru.

Бесплатная юридическая помощь оказывается ТФОМС Воронежской области в рамках полномочий, установленных в Положении о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Воронежской области.

Бесплатная юридическая помощь оказывается начальником и специалистами юридического отдела ТФОМС Воронежской области. По вопросам оказания бесплатной юридической помощи следует обращаться в ТФОМС Воронежской области по адресу: г. Воронеж, улица Ленина, 104-Б, четвертый этаж, кабинет № 406, 407, либо по телефону: (473) 259-77-75/ 259-35-57, в рабочие дни с 8.30 - 13.00, с 13.45 - 17.30 (в пятницу до 16.00).

Бесплатная юридическая помощь оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:

  1.  по вопросу, имеющему правовой характер;
  2.  по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

а) решением (приговором) суда;

б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

  1. по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

4. Основания, условия и порядок обжалования решений и действий ТФОМС Воронежской области и должностных лиц ТФОМС Воронежской области

Гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) ТФОМС Воронежской области, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения ТФОМС Воронежской области или по месту жительства истца.

Право выбора между несколькими судами принадлежит административному истцу.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Типичные юридические ошибки при совершении гражданами юридически значимых действий

Типичными юридическими ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются:

  •  отсутствие в обращении гражданина фамилии и почтового адреса, по которому должен быть отправлен ответ;
  •  повторное письменное обращение гражданина по вопросу, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  •  вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию ТФОМС Воронежской области.